Виктор Пузо – создатель скандального триптиха на тему особенностей русской души, бессменный член арт-группы «Просто великие художники», участник музыкального коллектива «Inquisitorum» о журналистских экспериментах, которые заканчиваются произведениями искусства, старухах и самоиронии.
Просто Великие Художники. Начало.
Арт-группировка «Просто Великие художники» появилась за один день. Началось всё с того, что я позвонил Боре Тревожному и предложил заглянуть на выставку «Бубновый валет», что проходила на Крымском Валу. Мне это было достаточно интересно, поскольку по профессии я антиквар. Боря также увлекается изобразительным искусством, поэтому предложение моё принял с удовольствием. Там был представлен весь русский авангард, много замечательных картин, мы прошлись, и Боря говорит: «А давай тоже рисовать!». А я как раз тогда пил по-черному, посему решил, что живопись неплохая альтернатива пьянству и согласился. Боря – парень простой, вдохновившись увиденным, спросил у меня, во сколько обойдется выставка в Третьяковской галерее, если уж мы решили рисовать начать. Я с усмешкой объясняю ему, что это музей федерального уровня, что ни за какие деньги сюда не попасть и выставится здесь нереально. Причем, я очень хорошо помню место, где мы это с ним обсуждали (почему это важно, я расскажу позже). Посмеялись, я приехал домой и подумал, что идея-то в самом деле неплохая. Ну а так как я тогда здорово квасил, решил, что надо себя чем-то занимать (я еще с работы тогда уволился), музыкой же нельзя заниматься 24 часа в сутки, водкой уже не могу – задолбала. И я занял в долг денег, пошел в магазин, купил кисточки, краски, холсты-картоны, приперся домой и нарисовал картину, которая сейчас хранится в редакции журнала «Rolling Stone Russia», такая хорошая, смешная - «Водка Красная» называется.
И через полгода меня уже позвали в Женеву с выставкой, товарищ Тревожный и Сергеич еще тогда рисовать не начали. Вышло всё так: мне позвонил Копейкин, мы встретились. Пришел он в тот день с Кагадеевым, я наебенился для храбрости, достал альбом и говорю: «Я тут тоже, по вашей части стал» - сунул им этот альбом. Кагадеев так посмотрел и сказал: «Пиздатенько так у тебя тут всё выходит. Ты это не бросай, работай!». Кумиры моего детства одобрили, ну я воспрял и стал работать дальше, а потом раздался звонок с предложением о выставке в Женеве. Через год там прошла еще одна выставка, позже мы начали делать еще какие-то выставки в Москве в Зверевском центре, в галерее Семёна Петерсона. Прошло какое-то время и мы подали заявку на «Ночь любителей музеев» в Третьяковскую галерею. И нас взяли. Выставка проходила в том самом месте, где я смеялся над Борей. Честно говоря, я не был готов к такому повороту - как-то уж совсем быстро всё произошло. Естественно, Боря и Сергеич начали тут же много рисовать, а Сергеич, кроме того, стал неплохо продаваться, потому как живописец он хороший. Важно отметить, что ни я, ни Боря рисовать не умеем, Сергеич же, в отличие от нас, рисует неплохо. Он умудряется какие-то банальные вещи подавать небанально, за что его любят и сейчас покупают за довольно приличные деньги. Меня тоже покупают, но сильно реже.
Название.
Мы шли с Сергеичем здесь (где-то около улицы Фадеева – прим.ред.) во дворе у помойки. Надо было придумать название объединению, и Сергеич предложил назваться просто великими художниками. Точно не помню, но, по-моему, это он придумал. Отличное название, с претензией, ну и с приколом, естественно. Ну а как еще называться? Рембрандты и Ван Гоги?
Журналистский эксперимент Бориса Акимова (Тревожного) в «Афише».
На самом деле этот «журналистский эксперимент» был не очень «чистым», потому что рисовать Боря начал куда раньше. Просто появилась такая идея: представьте себе, что я решил стать художником и пошел по галереям общаться с владельцами. Он скрыл, что уже рисует и тот факт, что у него были какие-то выставки. Поэтому многие галеристы, позже прочитав статью, обиделись на него: некоторые, например, подумали, что какая-то выскочка теперь еще и художником стал, хотя этих художников как собак нерезаных, и они в массе своей довольно-таки хреновые.
Можно сказать, что эта история с Борей сыграла злую шутку. Но появились и плюсы: например, владелец галереи ART 4 RU Игорь Маркин эксперимент оценил, даже пришел к нам на выставку в Зверевский центр (чего уж я вообще не ожидал). Отличный ход: взял и прикололся – что собственно и есть художественный проект. Но вот Сосна (владелец Зверевского центра) на Борю почему-то обиделся и назвал его не иначе как мудаком. Всем не угодишь, и обязательно найдется тот, кто поймет всё неправильно.
Художественная позиция.
Как я в таких случаях говорю, что «я художник земли русской и хочу показать, как прекрасна эта планета…». В действительности, то, как мы себя позиционируем – это вообще вопрос вопросов, потому что никак мы себя не позиционируем. По большому счету, мы себя и художниками-то не считаем. Заявлять, что де я художник, я могу только с фигой в кармане. Какой я художник: я впервые кисточки взял в руки пять лет назад. Чем больше я углубляюсь в изучение искусства, тем больше я понимаю, что ни черта в этом не понимаю. Поэтому мы относимся к этому достаточно по-панковски. Ситуация такая, что так называемое современное искусство, contemporary art, довольно скучное, унылое говно. А современные художники в массе своей люди бестолковые, которые заставляют зрителя вечно расшифровывать какой-то контекст, который они там себе придумали. А когда этот контекст начинаешь разбирать, понимаешь, что он довольно банален и глуп…
Постмодернизм постмодернизма…
Постпостмодернизм, я бы сказал, причем довольно сомнительного качества, как в плане технологий, так и в плане посыла бедному несчастному зрителю. Поэтому мы послали в жопу все эти сложные дела - у нас панк-рок. Сейчас же никто особо не рисует, живописью никто не занимается как таковой: все что-то лепят, клепают какие-то инсталляции, разные штуковины. А мы решили быть эдакими ретроградами: по старинке будем рисовать картинки, можно сказать, лубок - наш богатый внутренний мир и нашу прекрасную окружающую действительность.
Пьющие в красоте
Заседание Государственной Думы
Дворники-таджики на велосипедах на фоне заката
Снеговики. Русская зима.
Получается, что мы цинично воспользовались дефицитом простых вещей, простых эмоций. Видимо, на фоне этого дефицита всё так неплохо получилось. Хотя есть наверняка люди действительно талантливые, может быть, даже гениальные, которые делают примерно тоже самое, но сидят в своем Урюпинске, и о них просто никто не знает. Нам повезло: мы родились в Москве и еще есть эпоха интернета, потому что именно благодаря интернету мы раскрутили все эти свои приколы довольно неплохо.
Появление Порфирия Федорина.
Сначала он появился у меня в комментариях, потом пришел на какой-то наш концерт, представился и потом стал ходить на всякие наши мероприятия. Он выкладывал свои картинки в интернете, мне они очень понравились, и в какой-то момент мы стали дружить домами. Ну и на одной нашей тусовочке я предложил взять Порфирия в «ПВХ» - художник он любопытный, хороший. Я думаю, что через лет 15 он так даст просраться, что мало не покажется никому. Потому что художник становится художником ближе к старости, это рок-звездой ты в 30 уже пенсионер, а художнику надо немного пожить, поднакопить, чтобы лучше рассказать.
О выставке «Старуха»
Я очень люблю Даниила Хармса и очень хорошо помню его повесть «Старуха». Как-то я нарисовал картинку «Старухи, спекулирующие рыбой». Фразу я услышал от соседа еще в детстве, он рассказывал что-то про овощной магазин: «И там еще это, старухи рыбой спекулируют». Эта фраза застряла у меня в голове лет на 20, и, наконец, я сел и нарисовал. Кстати, эта картина недавно продалась на благотворительном аукционе в галерее Шишкина.
И как-то накапливались картинки на тему старух: тот же «Осенний перелет старух в теплые края». Старуха – это некий типаж. Старухи, они же везде. В слово «старуха» я вкладываю посыл, может быть, несколько негативный: есть старуха, а есть бабушка, старушка. А старуха – это такое гадостное, зловредное и на самом деле довольно несчастное существо, которое, замученное своей несчастностью, становится еще более гадливым, всячески везде лезет, пакостит, стучит на кого-то. Так вот, материала на эту тему накопилось достаточно, у Порфирия тоже свои старухи были. Я позвонил Боре и предложил создать выставку на эту тему, на что мне Боря сказал: «Ну вообще, мне тема старух не очень близка, вот старики – другое дело». Старики, так старики. Понятие «старуха» ведь широкое.
триптих "Старуха"
Про народность. Триптих Родина.
Я, конечно, знал, что это вызовет определенную реакцию: думал, люди посмеются – что само по себе неплохо. Но никак не ожидал, что кто-то может воспринять это в серьез. А таких людей оказалось много – вот это меня сильно удивило. Я, наверное, просто привык, что меня окружают люди, которые понимают иронию и такого рода штуки, и как-то подзабыл о существовании другого мира, где люди всё лопают на сложных щах. С другой стороны, они и нужны, потому что они раскручивают наши идиотские выходки.
Было много критики?
Картинки я выложил в своем жж перед поездкой в Питер, а когда приехал и открыл почтовый ящик, увидел, что он разорван в клочья зашкаливающим количеством писем. Было достаточно комментариев от нормальных людей, которые всё правильно поняли, но нашлось много и таких, которые принялись выяснять, кто я такой, откуда я, из Москвы или из Задрищинска, не еврей ли я. Нет, дураки нам нужны, великая армия дураков – это прекрасно, потому как они тащят в свой мир твои выхлесты, а их видят в свою очередь те люди, которые далеко не дураки.
А будет продолжение?
Нет, а зачем? Это глупо. Дело в том, что ложка дорога к обеду: допустим, берешь песню, у тебя там три аккорда, и она получается хорошей и вполне себе песней. А можно сидеть и делать тридцать таких песен уже на 13 аккордов, но это получится уже непонятно что. Эксплуатация этой темы мне уже неинтересна, я же не Задорнов, чтобы выходить на сцену и сотый раз рассказывать, какие глупые у нас американцы. И дело здесь не только в принципиальной честности: зачем девальвировать самого себя раньше времени? У меня впереди примерно полжизни, я еще успею сам себя растиражировать. Но пока есть другие идеи, надо работать над ними, а не мусолить один удачный ход. Ну и кем я буду после этого? Да, дураком буду, который повелся на какой-то копеечный успех. Дело в том, что любой успех в наше время, когда каждый день появляется такое количество информации, секундный. Мне нужен гамбургский счёт. Какой-то мгновенный успех вообще всегда быстро проходящий. Вспомните историю с Куваевым, который придумал Масяню. Проект имел колоссальный успех, однако сейчас о нем мало, кто помнит. Проекты, которыми я занимаюсь, сделаны с достаточной долей иронии и самоиронии в том числе. А «Родину» я вообще считаю сиюминутной хуйней, левой ногой написанной по пьяной лавочке. Поэтому всерьез это тиражировать… Я, конечно, собираюсь наделать открыток, маек из этого – ну чистой воды мерчиндайз, три копейки чтобы приносило. Не все люди могут купить и у себя повесить картину, некоторые могут купить себе только постер. Ну хорошо. Люди вешают у себя, допустим, постер «Мона Лизы» - от этого что, Леонардо становится плохим художником, растиражированным?
Как вы оцениваете нынешнее состояние искусства?
Вот, например, возьмем группу «Синие носы» - хорошие ребята. Меня как-то один знакомый затащил на лекцию, на которой эти самые «Синие носы » показывали свои видео-геги. Я сижу, смотрю и понимаю, что всё то же самое делала группа НОМ в конце 80-х – в самом начале 90-х, причем делала это более качественно. Это я к тому, что современные художники не знают ничего, кроме своей тусовки художников, в музыкальные дела не лезут. А вот там происходит много всего, потому как музыканты не только выходят на сцену и песни играют, они еще снимают странные видео, делают какие-то непонятные вещи, которые с таким же успехом могут быть причислены к актам искусства. А «Синие носы» явно не в курсе, что есть группа НОМ, которая это сделала 20 лет назад.
Кроме «ПВХ» существуют еще и параллельные проекты, одним из которых является музыкальная группа Inquisitorum. Какое место в вашей жизни занимает этот проект?
«Inquisitorum» был организован еще в далеком 1998. Но сказать, что мы серьезно относимся к себе в это музыкальной деятельности, я не могу, хотя сама музыка – вещь безусловно серьезная. Другое дело, что мы всё это делаем с шутками и весельем, себя не напрягая, и дела нам нет до того, что о нас подумают. Как к музыкантам мы к себе в серьез не относимся, так, чтобы с апломбом, почесывая бороду, говорить о том, что у нас вышел новый альбом – такого нет. Тем более я терпеть не могу всех этих серьезных музыкантов, которые, как правило, вызывают только раздражение, потому что когда человек перестает относиться к себе хотя бы с минимальной долей иронии, его можно хоронить – глупый, значит.
А что для вас всё-таки важнее: музыка или искусство?
С таким же успехом можно спросить у меня: что важнее водка или пиво? Сегодня, например, пиво хорошо идет, вчера – водка шла отлично. Неразделимо никак. Ничего не важнее: и то, и другое хорошо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий