четверг, ноября 18, 2010

Венский Нитч

Осенние театральные сезоны, собиравшие восхищенные толпы в Камергерском переулке, остались позади, на октябрь-ноябрь 2010 года запланирована иная программа, спектакль другого рода. В Москву приехал Герман Нитч со своим знаменитым «Театром оргий и мистерий».

Бородатый австриец Герман Нитч известен в качестве одного из отцов-основателей ультрарадикального направления под названием «Венский акционизм» /Wiener Aktionismus, движения, возникшего в 60-х годах в реакционных арт-кругах австрийской столицы. В те далекие годы вокруг идеологии action art (в данном случае action можно рассматривать и как акцию, и как действия, в том числе боевые) объединились четыре венских художника: Герман Нитч, Отто Мюль, Рудольф Шварцкоглер и Гюнтер Брус –  выставка последнего, кстати, проходила весной этого года. Концепция акционизма строилась на мифологии натурального толка: это та самая неприкрытая, если не распоротая физиология, которая эволюционировала из идей натуральной школы в литературе. Только если в случае с литературой Достоевский и Гоголь изыскивали новые пути для создания образности, то в венских акциях всё направлено на то, чтобы вызвать у зрителя реакцию, произвести в сознании катарсис. Окровавленные туши животных, обряды символического распятия с испитием крови на кресте, публичная кастрация  - хэпеннинги акционистов представляли собой насилие над моралью и человеческим естеством: теперь на крестах висят самозваные Иисусы, а божьи творения репетируют сцены из Судного дня. И в этом отношении аморальна не столько форма, эта вопиющая кровавая свалка, сколько содержание – люди, вершащие произвол, которым их пугали 20 веков подряд, люди, которые не боятся страшного суда, а являются его инициаторами.

Голиаф
Джут, акрил. 200х300 см.
2009
Важно отметить, что представленные на персональной выставке Нитча в Москве объекты – результат его  самостоятельной деятельности. Арт-группой четверка венских художников была с начала 60-х по 1971 год. Позднее художники представляли течение уже по отдельности, хотя сам Герман Нитч, глашатай от движения, заявлял, что «венский акционизм никогда не был группой: некоторые художники реагировали на отдельные ситуации, с которыми они сталкивались в течение определенного периода времени, похожими впечатлениями и с помощью одинаковых средств».
По сути, были венские художники группой или нет, принципиального значения не имеет, поскольку характер проводимых акций всегда подразумевал коллективное сотворчество. Большинство перфомансов у Нитча носит ритуальный характер: это спектакли с четким распределением ролей и жесткой иерархией, в которой художник выступает в качестве жреца-учителя, отдающего команды исполнителям-ученикам. И конечно, никакое представление не проходит без присутствия зрителей, реакция которых является важной частью акции. 

Рейчел
Джут, акрил, кровь
100х80 см
2010


40
Джут, акрил. 200х300 см.
1997
Помощники в белых футболках дружно месят внутренности, то и дело норовящие выпасть из мертвого говяжьего тела, под аккомпанемент Нитча, который, стоя с окровавленными руками, вещает с трибуны. В перерывах между пламенной декламацией художник записывает что-то в белоснежные листы книги всё теми же кровавыми руками. Ошарашенная, немного отупевшая публика молча наблюдает за происходящим. Так происходит венская магия Германа Нитча. 

Безусловно, в перфомансах художника достаточно религиозного подтекста. Его акции зачастую напоминают шабаш Свидетелей Иеговы, собравшихся покутить на Пасху. Недаром в названии присутствует слово «мистерия», которое отсылает нас к средневековым представлениям, созданным на основе религиозных сюжетов. Но в ритуалах Нитча, в его инсценировках, нет ни иронии, ни сарказма, присущего адептам современного искусства. Всё творчество Нитча пропитано оголтелым нигилизмом. Совершенно серьезным нигилизмом, который не склонен ни к шуткам, ни к каламбурам.  В отличие от Ницше, у Нитча бог не умер, его просто никогда не было. Отсюда у художника появляется естественная потребность проинсценировать растиражированные религиозные сюжеты, заполнить брешь – стать творцом.

Стоит еще раз обратиться к мыслям Ницше о христианстве. Философ называл христианскую мораль вместе с созданным за долгие века образом Христа дегенеративными, слабосильными и разлагающими. В своем «Антихристианине» он связывает христианскую религию с определенной формой декаданса, в которой смирение равнозначно саморазрушению. Явление венского акционизма можно назвать новым декадансом с характерными признаками дегенерации и деструкции. Однако реакционный  характер околохристианских ритуалов здесь служит иным целям. Венский акционизм провоцирует реакцию, это явление по природе имеет разрушительную силу, которая заставляет содрогнуться и растормошиться даже самого инертного зеваку.


В.С. Турчин в своей книге «По лабиринтам авангарда» писал, что если поп-арт в истории искусства запомнился, как «великий одобритель» окружающей его действительности, то дадаизм (который, к слову,   берет свои истоки именно в Вене) был известен открыто оппозиционными настроениями. Венский акционизм унаследовал это бескомпромиссное АНТИ своего легендарного предшественника, сделав основой своей гражданской позиции кровавый натурализм.
И здесь возникает главный вопрос: зачем реакции такая физиономия? За всю свою историю искусство выбирало множество путей воздействия на общество. Многим может показаться странным, что чем больше человечество эволюционирует в отношении конструктивного цивилизованного диалога, тем свирепее и безбожнее становится искусство.
Но такая ситуация совершенно закономерна: венский акционизм – еще одна прививка от нетерпимости, проверка современного общества на пресловутую толерантность, которая в действительности является ни чем иным как умением ничему не удивляться. Пока общество визжит и топает ногами, дух венского акционизма будет существовать. Мы будем проходить проверку снова и снова: акциями Мавромати, перфомансами Тер-Оганьяна. На наших глазах будут рубить иконы, вешать на кресты, испивать кровь, пока в один день общество ни охладеет и к этому. Но пока поборники чести и морали с пеной у рта кричат о садизме и порнографии, тыча пальцем в фотографии акций Нитча, венский акционизм жив. 
В России он жив. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

who was

pages

followers

put off