пятница, декабря 25, 2009

Артемий Троицкий о борьбе Путина с пиратами, 4 минутах и 33 секундах тишины, интеллектуальной порнографии и IT-революции.

В то утро отважно рассекая ветреные бури я дробленным шагом отправилась в гости к Артемию Троицкому. Главной задачей было взять интервью о его свежевышедших книгах, в которых публиковались старые рецензии дядюшки Ко, ибо снарядила меня в этот поход редакция одной газетенки, что занимается книжными и не очень обозрениями. Но беседа наша обрела немного другое направление, за что я позже получила на орехи. Орехи орехами, но поговорили мы славно.


Уже в течении нескольких лет вы преподаете в разных университетах России и США. О чем ваши лекции?

Я действительно преподаю уже около пяти лет на журфке МГУ и езжу с лекциями по США. У меня есть две основные темы: историческая - за основу взято содержание книги «Back in the USSR», то есть история музыки в Советском Союзе с переходом в Россию современную. А вторая тема посвящена актуальным вопросам: о современной российской музыке, о российском шоу-бизнесе, музыкальных медиа. Недавнюю лекцию я назвал «The battle between Putin and pirates». Обычно университеты сами выбирают интересные им темы. Недавно произошла забавная история: в университете Аризона меня попросили прочесть лекцию на тему «Женщины в современной российской культуре». Будь я Марией Арбатовой или Татьяной Толстой, не смутился бы, конечно. Однако они настояли и пришлось провести, правда, не лекцию, а круглый стол.

На западе русская современная музыка представляет какой-то интерес?

На Западе русской музыкой интересуются только те, кому интересна культура России в общем. Нет, никакого интереса.

Сейчас существует некая тенденция - своих музыкальных кумиров представители нового поколения находят в прошлом: Velvet Underground, Doors, Who, Joy Division. С чем, по вашему мнению, это связано?
За ответом далеко ходить не надо. Он заключается в атмосфере времени, которая во всех отношениях была намного интереснее - то было вдохновенное время. Золотая эра музыки. И сейчас очевидно, что она уже не вернется и не повторится. 60-ые-70-ые годы можно только вспоминать со сладкими вздохами. Это богатое на события время не только породило интересную музыку, но и привлекло к себе совершенно неординарных личностей. В этом смысле история русского рока наглядна: в то время, конец 70-80, когда у нас была золотая эра рока, рок представлял собой своеобразный магнит, который привлекал всех авантюрных и талантливых людей вне зависимости от того, умели они играть или нет. То, что в орбиту музыки оказались вовлечены люди типа Петра Мамонова, Сергея Жарикова, Сергея Курёхина, является заслугой именно этого силового поля. При иных обстоятельствах они бы занимались чем-нибудь еще: актерством, литературой, художеством или компьютерной техникой - но они все стали рокерами. То же самое было на западе по причине особой социокультурной ситуации: если ты не был в роке, то ты зря терял время. Поэтому совершенно естественно, что с тех пор и музыка, и народец сильно измельчали. Так что я прекрасно понимаю тех ребят, которые вместо того, чтобы слушать нынешнее убогое эмо, слушают Хенрикса или Дорз. Просто это несоизмеримое по степени талантливости творчество.

Хорошо, музыканты разбогатели и раздобрели, музыка измельчала и народец тоже – золотая эра рока канула в лету. Расцвет чего люди застают сейчас?
Я думаю, сейчас наступает золотая эра всевозможных IT-технологий. Ни одна из традиционных отраслей искусства, будь то музыка, кино, литература или театр сейчас особо интересных времен не переживает. Самое занятное происходит на мультимедийных стыках. Проблема в том, что это действительно новая ситуация и ее достаточно сложно проанализировать. Мультимедия - новое искусство, вся эта новая цифровая вселенная – то, чего еще 10 лет назад не было. Так что сейчас мы живем в достаточно интересное время, а другое дело, что музыка, литература и всё остальное играют роль не более чем кирпичиков при строительстве нового мультимедийного здания.
Ну а если говорить о традиционных видах искусства, то я бы сказал, что на подъеме находится изобразительное искусство. Вот тут действительно происходит что-то вроде бума. Это и рыночный бум: оно вошло в моду, причем не только на западе, но и у нас. В общем, если говорить о happenings -сферах, это скорее изо, и то во многом такой ажиотаж связан с вторжением мультимедия: это и видеоарт, и компьютерная графика и голография и проч.

Часто посещаете подобные мероприятия?
Я хожу на подобные мероприятия намного чаще, чем на музыкальные. Сейчас если взвешивать степень моей заинтересованности, то я бы сказал, что визуальное искусство меня привлекает куда больше, чем музыка.

А вам не кажется, что всё нынешнее концептуальное искусство является неким пережитком западной культуры 70-х годов, отрыжкой уорхоловской поп-культуры?
Конечно, сейчас всё искусство уже давно зациклилось, и неслучайно повсюду мелькают приставки «пост»: « пост-модернизм», «пост-рок», «пост» то, «пост» сё. Модернизм максимально расширил рамки искусства: после «Черного квадрата» Малевича в формальном смысле удивить чем-то уже сложно. То же касается и музыки: все музыкальные средства уже использованы. Так Малевич нарисовал свой «Черный квадрат», Джон Кейдж сочинил свои 4 минуты 33 секунды тишины - всё, дальше ехать некуда. Все в той или иной степени повторяется, и время открытий каких-то новых земель прошло, как с освоением Сибири или Америки – двигаться больше некуда. Это вовсе не означает, что история искусства заканчивается: новых земель уже нет, но на старых землях талантливые люди могут массу всего нового вспахать.

Что, по-вашему, может спровоцировать новый эстетический«бум»?
Я не знаю, будет ли это социальное или экологическое событие, очень может быть, что этого события вообще не будет. Я считаю происходящее в it-пространстве важным самим по себе. Другое дело, что это развивается как медиум в первую очередь, и наверное, еще не настало то время, когда электронно-цифровое пространство будет вполне адекватно и по-настоящему талантливо освоено. Пока еще создаются инструменты и смешиваются краски. Пока великого it-искусства еще нет. Вообще, не люблю прогнозы, мне интересно думать о будущем, однако я редко прихожу к каким-то конкретным выводам.

В одном из интервью вы вскользь упомянули о интеллектуально-порнографического журнала , редактором которого хотели бы стать.
Были рассуждения на эту тему. Мне в своё время очень нравился один французский журнал - анархистский журнал черного юмора, вот он был как раз интеллектуально-порнографическим. Я люблю всяческое забавное «умничание» и юмор, особенно черный, и ничего не имею против секса и порнографии, так что если бы мне кто-нибудь предложил возглавить такой журнал за большие деньги, я бы это сделал.

Очень банальный вопрос: постоянно находясь в музыкальной среде, стать артистом никогда желания не возникало?
Не возникало, мне просто это неинтересно. Девочек я мог склеивать, даже не будучи музыкантом и гораздо более успешно, чем оные. А заниматься музицированием мне всегда было скучно. Я играл и пел в школьной группе, потом иногда выступал с «Удачным приобретением», довольно долго мучился в репетиционный период «Звуки Му» - в общем-то, всё это мне не нравилось. Быть артистом не моё дело, особенно, играть на инструментах - вот песенки погорланить еще более ли менее весело. Сейчас у нас есть такой капустник «Отзвуки Му», мы иногда выступаем, и то они хотят всё это поставить на профессиональные рельсы, регулярно выступать, репетировать и деньги на этом зарабатывать, я категорически против. В качестве такого одноразового «фана» это меня вполне устраивает, а так, чтобы регулярно и профессионально, да еще значиться артистом – ни за что. Я вообще считаю, что артист – это презренная участь. Презренная жалкая участь, от того я люблю их…
Критиковать…
им помогать, холить и лелеять, а критика им только на пользу идет, чтобы не зазнавались.

1 комментарий:

who was

pages

followers

put off