Отец, сын и святой дух конвейерного авангардизма. Скандальный создатель не менее скандальной «Фабрики». Тот, что популяризировал жестяную банку из-под дешевого супа, придав ей нон-конформистский статус символа новой общественной формации.
Избрав, казалось бы, простейший из путей Уорхол с ловкостью обманывает жадную на сенсации общественность. В основе его художественного видения лежит не цинизм и равнодушие, а усталость и едкий сарказм на общество, деградирующее под прессом материальных ценностей. В стремлении художника спрятаться от оригинальности за станковой работой лежит индивидуализм. Личность Уорхола, также как и его произведения противоречива и двойственна. Его картины могут не сказать ничего или сказать слишком много, они могут казаться бесхитростными и интеллектуально изощренными одновременно. Также и сам Уорхол, кажущийся беспринципным светским циником, на самом деле является до крайности аскетичным мыслителем. Его концепция отказа от оригинальности уже сама по себе нетрадиционна. Его уход от личности художника в произведениях является не чем иным, как попыткой кристаллизировать искусство, отделить его от человека.
Таким мы знаем его сейчас. А в 1949 году ничем не примечательный художник Андрей Вархола переезжает из провинциального Питтсбурга в Нью-Йорк и начинает свою карьеру в качестве рекламного оформителя. Однако реклама товаров сбыта Уорхола-художника интересовала куда меньше, чем самореклама. Поэтому, не теряя времени, хваткий Уорхол на досуге создавал рисунки-эскизы, работы не слишком талантливые, но вполне подходящие под общую концепцию позднего уорхоловского творчества. Впоследствии эти рисунки становятся страницами «книг» - своеобразных портфолио, которые художник раздаривал своим друзьям и влиятельным арт-директорам в качестве небольших презентов.
«Книги» Уорхола недолго носили статус портфолио и через несколько лет после их создания обрели самостоятельную жизнь – уже в качестве произведений искусства. 1 декабря 1959 года в галереи «Бодлей» состоялось открытие выставки «Дикая малина» - серии работ, созданных в стиле шутливых рецептов.
Ровно 50 лет спустя эта и другие «книги» экспонируются уже в Москве, в арт-галерее К-35. Выставка-продажа работ Энди Уорхола «Друзья» - грандиозное продолжение первой части «Дива», на которой были представлены работы, посвященные иконам кино, музыки и шоу-бизнеса. «Друзья» - это серии рисунков из трех «книг»: «В дальнем уголке моего сада» (1956), «Золотой книги» (1957), «Дикая малина» (1959).
Каждая серия выполнена в индивидуальной манере: на «золотых» страницах со свойственным художнику эротизмом набросаны легкие эскизы с изображением людей и предметов. Рисунки выполнены в технике «blotted line»: Уорхол рисовал эскизы карандашом на водоотталкивающей бумаге, обводил контуры тушью и всё это во влажном состоянии отпечатывал на листах впитывающей бумаги. Отсюда и эффект легкости и спонтанности. Серия работ «Дикая малина» - оголенный ироничный наивизм - по специфике напоминает рисунки девятилетнего именинника, запечатляющего свои праздничные угощения. Крылатые карапузы из книги «В дальнем уголке моего сада» - ненавязчивая реминисценция из сознания Уорхола-журнального иллюстратора. Это самая ранняя из всех представленных серий: рисунки лишены той интимности и трогательности, которые характеризуют «Золотую книгу». В ней Уорхол не отходит от броского рекламного стиля: его пухлые купидоны вполне сгодились бы для матракажа духов или косметики.
Но, что ни говори, любая выставка, связанная с именем Энди Уорхола будет коммерчески успешна вне зависимости от того, что там будет выставляться. Потому что с личностью этого художника ассоциируют целую эпоху, он символ своего времени. Эта экспозиция интересна с точки зрения истории – очень короткой истории, которая ничего о нем не расскажет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий