Впервые
я увидела Los Huerfanos Putos Crios
в нью-йоркской подземке на станции Bedford Av в Бруклине. Было около четырех утра субботы, помятые,
уставшие от обилия музыки и алкоголя люди спускались в раскаленное метро с
единственным желанием добраться до дома и рухнуть в кровать. Однако методичный
и въедливый скрежет консервной банки по бетонному полу привлекал внимание даже
самых сонных и расслабленных. Посередине станции сидел воздушный молодой человек
в сером трико, одной рукой водя банкой по полу, держа уродливую старую куклу в
другой, при этом играя
на губной гармошке и воспроизводя какие-то гипнотические
телодвижения.
Всё это в комплексе с пронзительным и сумасшедшим взглядом,
которым он по очереди впивался в нас, зевак, было очень сложно переносить.
Хотелось убежать от него подальше, но это было невозможно, казалось, что все
впали в транс. Не отрываясь от губной гармошки и куклы, он периодически хватал
картонную табличку с надписью «Support
Street Art» и ногой пододвигал чашку для денег. Даже те,
кто очень хотел поддержать уличное искусство, с тревогой во взгляде и после
заметных внутренних борений с большим трудом выталкивали себя из толпы, чтобы
кинуть ему пару баксов, за что он давал свою визитку. Рядом с ним стоял
небольшой чемодан с присобаченной телевизионной антенной, наполненный еще более
устрашающими созданиями, чем то, что он держал в своей руке. Марионетка с
бычьим черепом, безголовые младенцы, грязный плюшевый тигр – какого только хлама
там не было. На крышке чемодана, приспособленной под доску, он мелом писал
какие-то фразы вроде «Vonnegut, Pichoit – white
shit» – это было знаком того,
что начинается новое представление. В следующий раз он старательно стер
написанное рукавом и начал выводить «I`m Tarkovsky», затем
он поднял голову, растерянно посмотрел на нас и спросил: «Чуваки, как зовут
Тарковского?» - это был единственный раз, когда я смогла уловить нечто
человеческое в лице этого юноши. Для многих шоу закончилось с прибытием поезда,
благо ночные поезда нью-йоркского метро ходят с интервалом в 40 минут.
Всё это время он держал рандомную аудиторию,
состоящую из вильямсбургских хипстеров, туристов, мексиканских нелегалов, панк
детишек и простых ребят, в таком напряжении, что невольные свидетели этого
перформанса еще долго находились в прострации уже по дороге домой. Мне было
немного за себя обидно: я, человек, проработавший в современном искусстве два
года, насмотревшаяся такого количества этого сумасшествия, была впечатлена как
ребенок каким-то юным гомоэротом. Я пыталась проанализировать формальные механизмы
воздействия на аудиторию - что в этом так цепляло: навязчивые странные звуки,
совокупляющиеся куклы, эффект неожиданности - но собрать увиденное в единую картину не выходило. Тогда пришлось признать: это,
черт возьми, настоящее искусство! Как обывателя, меня поразила смелость и
какое-то совершенно маниакальное «Ячество» этого художника, которому удалось
превратить утреннюю подземку в сцену для
своих безумных перформансов и заворожить всех этих разных людей. В то же время,
невозможно отрицать и его мастерство – удивительную пластику, актерскую
харизму, пусть она болезненна и параноидальна, умение управлять своим телом.
Позже,
уже вернувшись домой в Москву и порывшись в интернете, я узнала, что Los Huerfanos Putos Crios состоит из двух
художников. Обычно они дают свои представления вместе, но, видимо, в тот раз
что-то не срослось. Их часто можно увидеть на Bedford Av, но многие их перформансы были осуществлены в
случайных местах в городском пространстве. Сами себя на странице блога они
характеризуют в лучших традиция эстетического джихада как «гей-дада
перформативно-террористическую группировку». Вообще там вся страница испещрена
яркими, запоминающимися и с точки зрения логики бессмысленными метафорами. С
другой стороны, описать то, чем занимается эта пара уличных перформеров, как-то
иначе вряд ли получится. Смесь экспериментального театра, перформанса,
музыкального представления, импровизационного шоу, осуществленного в уличном
пространстве среди случайных зрителей. Бесконечно пронзительное, шокирующее,
гипнотизирующее зрелище. Безусловное искусство. Почему? Потому что катарсис.
Комментариев нет:
Отправить комментарий